Знакомим с мультимедиа

На сайте РБК есть подраздел «Тренды», часть материалов в которых представлены как мультимедийные. Для анализа я выбрала несколько из них. Критерий, который их объединяет – это проекты по темам, которые касаются, если так можно выразиться, будущего нашего общества, они о том, что может сильно повлиять на завтрашний день, о новых технологиях, новых веяниях.

Вот эти материалы

«Зеленый» курс: какое будущее ждет альтернативные источники энергии

https://trends.rbc.ru/trends/green/609e76449a7947f4755ac9dc?from=mainpage

Автоматизация поневоле: как развивается рынок робототехники в России

https://trends.rbc.ru/trends/industry/617fd2f59a79476a8f848479?from=mainpage

Перенаселение и вымирание: что ждет человечество в будущем

https://trends.rbc.ru/trends/futurology/60fff9bc9a7947af99c3b1ed?from=mainpage

Бизнес в TikTok: как на простых роликах зарабатывают миллионы

https://trends.rbc.ru/trends/social/5f3ad9219a79477962d86dbc

Виртуальная жизнь: каким может быть наше будущее с метавселенной Facebook

https://trends.rbc.ru/trends/futurology/61166bb09a79475d9a57800e?from=mainpage

Свобода вместо помойки: что такое буккроссинг

https://trends.rbc.ru/trends/sharing/607070449a79472dbc24f60e?from=mainpage

Большинство специалистов готовы доверить развитие своей карьеры роботам

https://trends.rbc.ru/trends/education/617fb9169a79475ea651f9f2?from=mainpage

Перемены и вызовы: за какими трендами нужно следить бизнесу

https://trends.rbc.ru/trends/innovation/cmrm/617b99dd9a7947ce14d33956?from=mainpage

Какие ИТ-навыки нужно освоить прямо сейчас

https://trends.rbc.ru/trends/education/6040a2569a79471352d33f6e

Робот-обогреватель и браслет-кондиционер: как согреться по-умному

https://trends.rbc.ru/trends/innovation/6177d8da9a794718678d49e7?from=mainpage

В материалах используется разное количество мультимедийных форматов, но можно сказать, что они создавались изначально именно как мультимедийные, а не публицистические. Я, как газетчик почти с 20-летним стажем, могу сказать, что в газету большинство из них в представленном виде было бы крайне сложно, если ни невозможно разместить. И дело не только в том, что в них есть видеофрагменты, сама структура материала иная.

Для примера возьмем материл: «Зеленый» курс: какое будущее ждет альтернативные источники энергии».

Начинается он с фото ветроэнергетической установки, далее идет видео с рассказом гендиректора компании, которая занимается альтернативными источниками энергии, о ситуации в этой сфере. Причем и само видео сделано как отдельный мультимедийный проект, с картинками, текстом, инфографикой, которые иллюстрируют речь эксперта.

Далее идет небольшой текст о том, что такое альтернативные источники энергии и чем отличаются от ископаемых. Следующим элементом стал график. Затем элемент, который можно считать словарем. Автор разъясняет, что из себя представляет каждый альтернативный источник (солнечная, геотермальная энергия и т.д.). Причем названия понятий снабжены гиперссылками на другие материалы, рассказывающие более подробно об этих источниках. Также есть врезки с фото, которые ведут на материалы РБК также об этих источниках.

В материале карта, еще несколько графиков, которые дополняют статью, а не дублируют текст. Есть также отдельно выделенная цитата, но она не снабжена фотографией автора.

Неплохой, хотя и довольно краткий, мультимедийный текст «Бизнес в TikTok: как на простых роликах зарабатывают миллионы»

Он разбит на несколько частей, каждая из которых отвечает на определенный вопрос: Как устроен TikTok и почему он так популярен? Как раскрутиться в TikTok? Кто и как зарабатывает в приложении? Каждая из них сопровождается встроенным контентом из TikTok, также есть видеофрагмент из YouTube, демонстрирующий, как короткие видео используют в рекламных целях. Есть рейтинг самых популярных российских блогеров в TikTok.

Материал «Свобода вместо помойки: что такое буккроссинг» сделан в формате карточки. Он разделен на несколько частей. Каждая имеет заголовок – это вопрос, который задал бы обычный человек, интересующийся буккроссингом: «Что такое буккроссинг и зачем он нужен? Где я могу оставить или взять книгу?» и другие. Справа в верхнем угле есть оглавление с этими вопросами, можно кликнуть на любой из них и перейти к ответу. Автор текста отвечает на вопросы, в том числе использую формат «словарь».  Вопросов в общей сложности пять. На последний ответ дан в виде алгоритма.

В целом можно сказать, что представленные материалы нельзя отнести к каким-то штучным проектам, которые делаются несколько месяцев. На сайте РБК в разделе «Тренды» таких материалов много. Форматы, которые часто встречаются – это видеофрагменты, графики, словари, фотоиллюстрации. Тексты разбиты на главы, часто заголовки этих глав представляют собой вопрос, на который автор отвечает в тексте.

Я бы сказала так: эти материалы претендуют на мультимедийность, но до образцов, на которые будут равняться, им еще далековато. Форматов используется не так много, хотя используются они по делу. Авторы пытаются максимально кратко донести до читателя информацию, используя разные визуальные эффекты. Редакция явно пытается делать мультимедийные проекты, но, судя по всему, не хватает нужных специалистов, дизайнеров, программистов.

Мультимедийных подход прослеживается в визуализации. Это не сплошной текст, сопровождаемый фото или видео. Почти каждый кусочек журналисты пытаются выделить, обратить на него внимание за счет какого-то мультимедийного формата, либо нумерации или какого-то другого элемента. По сути, материал можно читать с любого абзаца или главы, и будет понятно, о чем идет речь.