Отчетик, или

Семь помощников для не совсем эффективных людей

Стивен Кови — весьма вдохновляет на подвиги… когда лежишь на диване под пледиком. (С) Я.

Предисловие

Когда в состоянии цейтнота, умноженном на хроническую усталость и прокрастинацию, в степени хтонической лени я принимаю решение чему-то поучиться, то единственно верным решением для сохранения рассудка, здоровья, семейного благополучия и рабочей эффективности я считаю выполнение заданий из рамки своих обычных занятий, и думание про новое знание в парадигме своей деятельности, интересов и увлечений. Это позволяет выполнять задания, сразу применяя полученные знания и навыки для актуальных задач, а результаты использовать в ближайшем времени, «с колес», сразу же получая обратную связь. Такая апробация позволяет сразу проводить «работу над ошибками», тем самым закрепляя материал и запуская процесс размышлений, куда бы это новое применить еще.
Еще один принцип, которого я придерживаюсь — ставить задачи и выбирать проблемы такие, чтобы эти задачи и проблемы были понятны моим ученикам и коллегам, чтобы на их примере показать использование новых приемов и инструментов. Ибо как-то так получается в последние лет 17-18, что почти все курсы, которые я прошла, всё образование, которое я получила вдобавок к первому высшему, были, действительно, очень полезны, интересны, своевременны, перспективны и востребованы — в том числе, в обработке (адаптации) для моих учеников.
Поэтому задачи, которые я описываю в кейсе, очень простые. Но это большая и нудная, или неоднозначно-провокационная работа.

Кейс первый. Про Lego — стратегию

Сразу задача и не придумалась. Внезапно вспомнила, что мне надо заказать благодарственное письмо от Института Образования ВШЭ, и для этого надо образец.
Платформа https://pheeds.com предлагает помощь не только в создании изображений, но и в генерации текстов писем. Перейдя по ссылке «Признательность», я попала в сервис создания благодарственных писем https://www.writeexpress.com/appreciation.htm , однако, это не совсем нейросеть, а, скорее, ее предвестник — некий конструктор, позволяющий собрать текст, выбирая слова и фразы из готовой библиотеки. Мне это показалось неинтересным, да и подходящих вариантов не нашлось.

Скриншот с сайта pheeds.com

Так как большинство сетей, генерирующих изображения, недоступны по прямым ссылкам (а ранее я писала, что выполняя задания, я масштабирую новое знание до перспективы использования на целевой аудитории из учащихся и коллег, и ресурсы должны быть доступны для них без ограничений), «методом научного тыка» я обнаружила нейросеть leonardo.ai: https://app.leonardo.ai/ai-generations. Идеей для промпта послужил логотип нашей школы: лягушка. При помощи pheeds.com подобрала элементы запроса: лягушка, трава, стиль изображения Юрия Норштейна, стиль съемки из фильма Сталкер, ретро-пленка. Такие характеристики обусловлены тем, что нашей школе исполнилось 60 лет, хотелось бы «теплой» классики.
В результате получился набор лягух — вполне реалистичных, но в тоже время очень мультяшных в лучших традициях классической мультипликации, выпуклых, почти 3D, с хорошо сбалансированной «теплой» цветовой гаммой.

Хотя результат меня более чем устроил, я запустила вторую итерацию с тем же промптом, ничего не меняя в настройках — для проверки, будут ли какие-то изменения. Полученные изображения уже иные, и мне показалось, что они более эмоциональные — как будто 2, 3 и 4 лягушки сдерживают улыбку. А поза 3 лягушки почему-то кажется саркастической:

Вывод: с удовольствием покажу ученикам и коллегам оба инструмента, а лягушек обязательно где-то использую.

Кейс второй. Про художника, у которого можно украсть

Эту стратегию я просто взяла на заметку, но не использовала. Причин несколько:

  • Как оказалось внезапно, два установленных на компьютере VPN-инструмента не работают. И попытки установить что-то еще првалились, потому что для скачи вания некоторых программ нужен VPN, или программы настолько загажены … ой… замусорены рекламой, что работать невозможно
  • Выше я уже писала — используемые результаты я использую в работе. У меня нет ресурса делать задания «просто чтобы сделать», или только «попробовать для сиюминутного интереса». Так как в работе я не могу использовать VPN, то пока отложила работу с продуктами, требующими особых подключений и обходов до других времен
  • А еще я не придумала задачи, для которой мне надо спросить нейросеть, как же мне спросить нейросеть. В примере, который приведен в теоретической части, у нейросети запрашивают промпт для генерации изображения. Но я, например, иду в Шедеврум https://shedevrum.ai, нахожу подходящее изображение и копирую оттуда промпт для дальнейшего редактирования и использования. И для этой задачи не нуждаюсь в посредниках.
  • Применительно к моей работе: учащиеся и учителя так загружены, что хотелось бы сократить количество посредников между человеком и конечным инструментом, т.е. результатом, минимизировать промежуточные пункты в пути к достижению цели. Предлагаемая стратегия требует много дополнительных действий, избыточных регистраций на разных ресурсах, которые при уровне запросов моего круга общения нерациональны.

Кейс номер три. Про самодостаточного писаку

Это про меня. Что придумала, то и спросила. Вот, например, несколько недель назад задалась вопросом: а может ли нейросеть сгенерировать адекватную человеческим впечатлениям и эмоциям иллюстрацию к стихотворению по точной (или неточной) цитате.
Эта же идея пришла в голову журналистам петербургской газеты Фонтанка https://www.fontanka.ru/2024/01/01/73082969/, но — честно-честно — я этим баловалась еще в ноябре вместе с учениками (хотя не сохраняла результаты)
Вот что выдал Шедеврум по цитатам из стихов Николая Рубцова:

Звезда полей, во мгле заледенелой
Остановившись, смотрит в полынью.
Уж на часах двенадцать прозвенело,
И сон окутал родину мою…

я буду долго гнать велосипед.
в глухих лугах его остановлю,
нарву цветов и подарю букет
той девушке, которую люблю

доволен я буквально всем:

на животе лежу и ем бруснику,

спелую бруснику

Хотя в том же Шедевруме по разным запросам со словом «Блокада Ленинграда» мы видим множество изображений, которые содержательно ничего общего с блокадой не имеют. Так как эта нейросеть позволяет не публиковать результат, а изображения все же опубликованы, можно думать о том, что люди не понимают, что есть темы, в рамках которых эксперименты циничны и безобразны.
Вывод: если человек не знает, как спрашивать, или не понимает, каким может быть и должен быть результат, не спасет никакой помощник.

Кейс номер четыре. Про покупку готового и Анастасию

Спасибо, пока справляемся. Полученного в магистратуре образования пока хватает с лихвой, чтобы не обращаться к сторонним исполнителям с заказами промптов. А круг решаемых задач не такой заковыристый, чтобы не справляться своими силами. Явку у Анастасии буду иметь в виду, но постараюсь не бросаться туда в целях поиска спасения от жестокого мира запросов.
А еще я люблю по-старинке, придумывать что-то самой, или методом мозгового штурма — прекрасных креативных людей вокруг предостаточно, со знанием контекста и набором готовых работающих решений.
А вдруг, когда-нибудь потребуется? Вот тогда пойдем покупать. За ссылку и примеры — огромное спасибо.

Кейс номер пять. Матрешечный

Вот это было очень актуально. Правда, я не знала, что то, что я делаю — это имени Матрешки. Я подозревала, что это что-то из стратегии про поедание слона.
Буквально недавно учила двух не очень интеллектуально прокачанных и не очень идейно мотивированных девиц написанию основной части школьного индивидуального проекта. Когда проблемы с пониманием четко прописанной структуры работы, да еще и русская письменная речь (да и устная) на уровне «моя твоя понимай мало-мало», и при этом нехватка времени — остается прибегнуть к ИИ. Даже весьма умные подростки не владеют научной речью, элементами академического стиля напрочь — да и кто ж их научит-то? — учителей тоже никто этому не учил.
Поэтому выделяем несколько частей:

  1. формулировка исследовательских (проектных) вопросов по теме проекта
  2. формулировка задач проектной работы
  3. формулировка вводной части или заключения

Практика показывает, что обычный чат-бот в Telegram @GPT4Telegrambot вполне справляется с этими задачами.

Как правило, для отбора подходящих проблемных вопросов и задач, требуется 2-3 итерации, после которых получаем избыточные списки, из которых можно выбрать от 50 до 100% содержания. Для введения и заключения можно получить тексты, которые годятся для студенческих работ, но из них можно выбрать несколько подходящих фраз или предложений для школьного уровня. Естественно, с упоминанием в тексте работы, что для написания каких-то элементов работы использовались нейросети. Я считаю, что это полезно для обучающихся, потому что они обучаются на хороших образцах академического письма, учатся критически обрабатывать информацию, не тратя время на грамматику и формулировки там, где можно сэкономить время. Если учитель-куратор будет возиться с каждым учеником, индивидуально обучая его с нуля речи проектной работы, это будет нерационально и неэффективно.
В моей работе много времени отнимает поиск, редактирование или создание с нуля рабочих программ. Из того, что есть в интернете, всё требует большой переработки, а написание полностью очень трудоемко.
Хорошим подспорьем является нейросеть. Если раньше (в течение последнего года) я прибегала к помощи вышеназванного телеграм-бота, то на этом курсе попробовала GigaChat.
Перед этой нейросетью я поставила задачу написать поурочно-тематическое планирование для курса «Кибергигиена и работа с большими данными». Целевая аудитория — школьники 13-17 лет. Объем курса — 72 часа.
Я разбила всю задачу на несколько этапов, получив в ответ на запросы содержание, которое меня полностью устроило:

ПодзадачаСсылка на результат (с промптом)
Написать планирование по курсу Кибергигиена на 36 часов https://developers.sber.ru/link/gcscZlNigb
https://developers.sber.ru/link/gcssAYQraL
https://developers.sber.ru/link/gcshpAlJRM

Написать планирование по курсу Работа с большими данными на 36 часовhttps://developers.sber.ru/link/gcsuuyrqJh
Привести ссылки на рекомендуемые интернет-источникиhttps://developers.sber.ru/link/gcsbgzLBJO
Уточнить список источников (требуются русскоязычные, российские)https://developers.sber.ru/link/gcshDMDEbP
Дать ссылки на интервью с основателями российских продуктов, имеющих международное признание (для примера взяты Аркадий Волож и Илья Сегалович)https://developers.sber.ru/link/gcsHAZZKGf
Дать ссылки на публикации о киберпреступлениях, связанных с несовершеннолетними.https://developers.sber.ru/link/gcsrSWwVfg

Вывод: Giga Chat прекрасно справился с задачей. «Сбой» произошел на последней задаче — нейросеть отказалась искать статьи и преступлениях, связанных с несовершеннолетними (я планировала использовать несколько примеров при беседе об ответственности и рисках), но после отказа ( с объяснением причины, что меня устроило), нейросеть без дополнительного запроса сформировала очень хороший список рекомендаций для родителей по теме детской кибербезопасности. В целом — очень нудная и ресурсоемкая часть работы была сделана быстро и без особых затрат с моей стороны. Результат меня вполне устроил.

Кейс номер шесть. Как искать анобтаниум

Наверное, это слишком самонадеянно… Но за последний год у меня редко когда было такое, чтобы я не добилась от нейросети результата за 2-3 итерации. Нейросети развиваются и обучаются очень быстро, и мне кажется, что я развиваюсь вместе с ними. Так что идти невесть куда в поисках непонятно чего — это не про меня. Ну, на крайний случай можно вернуться к кейсу с лягушкой.
Еще полгода назад попытки добиться от Ru-dalle Кандинский более-менее похожего на оригинал здания школы, в которой я работала, были забавными, но слаборезультативными. Объемные запросы нейросеть не обрабатывала, «теряла» слова, а по коротким получалось что-то мало похожее на нашу школу и школу вообще. Еще год назад тестирование GPT в группе учителей вызвало много веселья: и Ленинградский вокзал у Кремля, и несуществующие культурные объекты Армении, и неизвестные науке биологические виды.
А два года назад нейросети изображали людей с рандомным количеством пальцев, рук и супрематическими композициями вместо интерьера.
Нынче все гораздо аккуратнее и адекватнее, но ухо надо держать востро. Пример про изображения про Блокадный Ленинград я уже приводила. А если по этому запросу обратить внимание на картинки с подписью «Хвостатые защитники», то впечатление будет незабываемым.
Сегодня мой ученик изучал телеграм-чат. Он совсем не знал, с каких вопросов начать, и я ему предложила найти книги о спортивных командах. Он трижды посылал запросы в космос в чат, и трижды ему предлагался список из 5 книг… Из 15 книг в четырех случаях «попали» в автора — такие и вправду есть, только пишут слегка не о том. Дважды «попали» в название книги, только книги оказались не о спортивных командах, а любовный роман и детективное расследование. Никакого отношения к теме спорта эти книги не имели. Во всех остальных случаях — несуществующие издания.
А потом ученик стал запрашивать у чата лучших футболистов мира, Европы, лучших вратарей, лучших футболистов России, рекомендации по футбольным тренировкам и упражнения для футболистов. И как почти профессиональный футболист, признал ответы чат-бота вполне экспертными.
Вывод: для решения задачи «найти что-то этакое» при помощи нейросети сначала надо найти такую задачу. Потому что мне это не удалось

Кейс седьмой. Про то, как спрашивать, как спрашивать

Эх… Я опять пошла не туда и не за тем. Хотя в предыдущем пункте надо было пойти куда-то за чем-то. Очевидно, это разные направления.
Ну ладно, — куда-то я пришла.

Написала запрос к Giga Chat -у с просьбой поучить меня уму-разуму, как писать промпты для нейросетей. То, что получилось — по ссылке https://developers.sber.ru/link/gcspgJssaK. А здесь прямо вот процитирую ответ прекрасной нейросети (признаюсь ей в любви еще и здесь):

напиши перечень рекомендаций, как правильно писать промпты для нейросетей
21 января в 14:45


Конечно! Вот несколько рекомендаций, как правильно писать промпты для нейросетей:
1. Четко сформулируйте свою задачу или вопрос. Нейросеть должна понимать, что именно от нее требуется.
2. Используйте ясный и простой язык. Нейросеть лучше всего работает с конкретными и понятными запросами.
3. Укажите контекст или дополнительную информацию, если это необходимо. Если у нейросети есть доступ к определенным данным или базам знаний, укажите их.
4. Будьте краткими и точными. Нейросеть может обрабатывать только ограниченное количество информации, поэтому старайтесь формулировать промпты максимально кратко и точно.
5. Учтите возможные ограничения или предубеждения нейросети. Некоторые нейросети могут быть обучены только на определенных типах данных или иметь определенные предубеждения. Учтите это при формулировке промпта.
6. Проверьте и уточните промпт перед его отправкой. Убедитесь, что ваш запрос понятен и не вызывает двусмысленности. Если возможно, протестируйте промпт на небольшой выборке данных, чтобы убедиться, что он работает правильно.
7. Будьте готовы к неожиданным результатам. Нейросеть может иногда давать неожиданные или непредсказуемые ответы. Будьте открытыми к новым идеям и интерпретациям, которые могут возникнуть в результате работы с нейросетью.
Важно помнить, что каждая нейросеть имеет свои особенности и ограничения, поэтому может потребоваться некоторое время и эксперименты, чтобы найти оптимальный подход к формулировке промптов для конкретной нейросети.

Вывод: когда не знаешь, как спросить — спроси. Только найди умного отвечающего)

Заключение

Хотя я не испробовала некоторые стратегии, то, что я попробовала и исследовала, открыло мне много новых граней нейросетей. Я нашла несколько возможностей для использования этих инструментов в образовательном процессе. И, главное — все эти инструменты предполагают вдумчивую, аккуратную работу со смыслами, возможность создания условий для развития и заинтересованности в пути и результате

Posted in