Интерес к русскому искусству на западных аукционах, возникший приблизительно пятнадцать лет назад, не угасает до сих пор. «РГ» выбрала семерку самых дорогих русских художников за последние пять лет.
В лидерах на сегодняшний день — Марк Ротко. Кстати, пусть читателя не смущают имена. «Русский» на аукционе определяется по месту рождения. А все представленные художники родились в России. Марк Ротко (Маркус Яковлевич Роткович) — один из самых загадочных художников современности. Считающийся одним из идеологов и ключевой фигурой в американском абстрактном экспрессионизме, Ротко не выносил, когда его работы называли абстрактными. Сегодня картины Ротко — гордость любого большого музея современного искусства. Он есть в Тейт, Музее Соломона Р. Гугенхейма, Музее Людвига и других. В отличие от Малевича работы Ротко не редкость на рынке. Ежегодно на аукционах одних только его картин, не считая графики, выставляется примерно 10–15 штук. За них платят десятки миллионов долларов. Его картину «Оранжевое, красное, желтое» продали на аукционе за рекордные более чем 87 млн долларов. И такие цены вряд ли случайны. Скорее это дань его новаторству, желание открыть новые смыслы и приобщиться к творческому феномену одного из самых загадочных русских художников.
Роскошная и эпатажная Тамара де Лемпицка — королева ар-деко — любимая художница Мадонны, Барбары Стрейзанд, Джека Николсона. В 2020 году ее «Портрет Марджори Ферри» стал самым дорогим произведением в творчестве Тамары де Лемпицки. На аукционе Christie’s он был продан за 21,2 миллиона долларов.
Еще один неочевидный фаворит нашей гонки — абстракционист Николя де Сталь. Художник с русской душой и французскими манерами (кстати, паж царя Николая II). Работы художника, родившегося в Санкт-Петербурге, пользовались большой популярностью еще при его жизни, а после ухода стали просто предметом желаний многих коллекционеров. Его трехметровая картина «Стадион “Парк де Пренс”» («Большие футболисты») в 2019 году была продана на Christie’s за 22 248 000 долларов. Николя де Сталь не раз признавался образцовым художником для инвестиций в ретроспективе. Когда все первые имена заканчиваются (их работы раскупаются и не появляются на аукционах), коллекционеры начинают присматриваться к не столь известным, но весьма ярким художникам.