Нейро-поведенческие стратегии

Для решения различных жизненных задач нам свойственно выбирать различные способы действий — в психологии их принято называть поведенческими стратегиями. Они зависят не только от конкретных ситуаций, но и от нашей индивидуальности, которая, кстати, может в какой-то степени трансформироваться. В общем, как говорил Гераклит, все течет, все изменяется. И совершенно точно, завтра наши подходы к работе с нейросетевыми помощниками уже не будут такими, как вчера: изменятся и ИИ, и мы сами, и наша среда. Вот уж поистине, «на входящего в одну и ту же реку текут все новые воды». Что ж, это не отменяет ценность попыток зафиксировать мгновение. Щелк — и скриншот запечатлел меня-сегодняшнюю с моими нейро-поведенческими стратегиями

Стратегия «Матрешка»

Задача: Составить программу курса «Нейросети в работе редакции: опыт российских и зарубежных СМИ».
Инструмент: GPT-4
Контекст: К началу работы над программой я прочла несколько базовых книг по ИИ, познакомилась с исследованиями о масштабах и перспективах использования нейросетей, подобрала и систематизировала разнохарактерные редакционных кейсы. В общем, составила общее представление о том, чем стоит наполнить этот курс и как его выстроить.
Промпт-дипломатия:
Для начала я «скормила» боту пару аналогичных программ для других курсов и попросила его изучить их и взять за образец. Убедившись, что задача написать такую программу сразу и целиком ему не по зубам, решила съедать слона по частям. И начать с самой вкусной — с содержания курса.

В ответе бота было несколько стоящих идей, но в целом он был очень поверхностным и совершенно нелогичным. Стало понятно, что боту нужна какая-то «концептуальная рамка», в границах которой он не будет растекаться мыслью по древу. Самая очевидная рамка для этого курса — реальный опыт редакций, который нужно систематизировать и выстроить в логичной последовательности. Отсюда промпт:

С такой задачей GPT-4 неплохо справился, но кое-что все-таки был. Дополнив его ответ, я попросила вернуться к таблице и переделать ее с учетом выявленных редакционных практик. Следующий шаг — отсекаем лишнее и выстраиваем последовательность тем логичным образом.

Вывод: Результатом работы осталась удовлетворена. Нейросеть охватила большинство аспектов темы. Принципиально новых направлений она для меня не открыла, но помогла существенно сэкономить когнитивные усилия на формулировках и в целом решить задачу быстрее процентов на 25-30%.

Стратегия «Сотворчество» («Принеси то, не знаю, что»)

Задача: Написать лид к этому материалу.
Инструмент: GPT-4
Контекст: Для решения этой задачи я черпала вдохновение в книге А. Сидоркина «Чат-боты пошли в институт», где описана техника «небрежных набросков», уходящая, в свою очередь, корнями в когнитивную концепцию «ментализа» Стивена Пинкера. Эта концепция предполагает, что наше мышление залегает глубже пространства логоса, в некой долингвистической сфере. В ментализе появляются первые наброски мыслей, которым затем предстоит обрасти словесной плотью — крайне энергозатратный процесс! Так вот Сидоркин считает очень перспективым переложить когнитивную нагрузку по трансферу идей из Ментализа в Логос на «искусственные» плечи.

Представьте мир, в котором способность складывать слова в предложения больше не впечатляет. Идеи и проницательность, а не красноречие, будут цениться и вознаграждаться. Изменятся инструменты, но основные принципы общения — ясность и вовлеченность — сохранят свою значимость. По сути, каждый получит повышение от работы писателя до должности редактора, что в целом звучит не так уж плохо.

А. Сидоркин. Чат-боты пошли в институт: Использование искусственного интеллекта в высшем образовании. — Сакраменто, Калифорния, 2024

Представили? Я — да. И решила доверить GPT-4 трансфер зарождающегося протолида. Но тут возникла проблема: выразить свою мысль в черновом варианте мне достаточно сложно. Как только начинаю писать, я сразу стараюсь выдавать не полуфабрикаты, а нечто готовое, и желательно на блюдечке с голубой каемочкой. Хотя и трачу на это действительно много энергии, и не далеко не всегда этот процесс протекает ритмично — бывают паузы, дыры, зависания над одной фразой. То есть переводчик «с моего на мой» мне в целом совсем не помешал бы. Другой вопрос: устроит ли меня качество этого перевода?
Промпт-дипломатия:
Я начала писать лид — как привыкла, сразу на чистовик (на скрине — до красной галочки), и, как только начала спотыкаться, усилием воли перевела себя в режим «делаю набросок». Боту я предложила оформить мои идеи в законченную мысль. В целом с этой задачей он справился, но стилистически такой вариант моего внутреннего редактора-перфекциониста удовлетворить не мог. Текст получился разреженный, как воздух в стратосфере — задохнуться можно!

На этом этапе я уяснила, что мне нужен текст строго по Некрасову — «чтобы словам было тесно, а мыслям просторно». Перечитав начало лида, я поняла, что в целом оно вполне удовлетворяет этому критерию. Так что, дописав еще предложение, я попросила своего нейросоавтора продолжить в том же духе. Предложение ему, очевидно, понравилось — он тут же наваял целую кучу. И были в этой куче две метафоры, которые блестели, как два бриллианта:

Ну что ж? Кучки мне вряд ли пригодятся, а за бриллианты спасибо! Я нашла нужные образы и достаточно быстро сама «довезла» их до Логоса. Приятно, что мой соавтор идею оценил, поняв, в чем «фишка», а не просто отделался дежурными комплиментами.

Вывод: Начав работать в стратегии «Сотворчество», методологически я понимала ее как технику «небрежных набросков», в которой роль креатора-пионера достается мне, а ИИ довольствуется чем-то вроде «писателя-оформителя». К финалу текста ролями мы поменялись. Возможно, это говорит о том, что «небрежные наброски» стоит выделить в отдельную стратегию. А вообще, в этом месте я напомнила себе хозяина, который так старательно показывал щенку, как надо лакать из мисочки, что в итоге все вылакал сам. Но это уже история для следующей стратегии.

Стратегия «Как пройти в библиотеку»

(или «Спроси у нейросети, как спросить у нейросети»)

Задача: Создать промпт для генерации картинки про хозяина и щенка.
Инструмент: GPT-4 + DALL-E/ Kandinsky
Контекст: Собственно, он описан в предыдущей главе. Добавлю только, что изначально в GPT я планировала лишь подготовить промпт, но поскольку чат достаточно инициативен и сразу предложил мне all inclusive через встроенный сервис DALL-E, отказываться я не стала. Тем более что, судя по первому раунду, переговоры обещали быть интересными.
Промпт-дипломатия:
Итак, я обратилась к GPT-4 со следующей просьбой:

Понимаю, что уже на этом этапе меня должен был насторожить red flag — точнее то, что им пометили меня, — но я предпочла сделать вид, будто ничего не заметила. Ведь результат-то шайтан-машина выдала! Правда, парень на картинке сильно смахивал на Джима Керри из «Маски». Так и подмывало спросить: а что ж собака-то другой породы?

«Изображение молодого мужчины, стоящего на коленях у миски с молоком. Мужчина неаккуратно лакает молоко, из-за чего вокруг на полу видны разбрызганные капли молока. Справа от него, на полу, сидит щенок, выглядящий сбитым с толку и недоумевающим. Окружение – домашний интерьер с нейтральным фоном».

Промпт #1. Привет от Джима Керри

Я не преминула уточнить, что «мужчина должен стоять на обоих коленах, подражая животному (да-да, до меня все еще не доходило!), и лакать молоко из миски, щенок должен быть с другой стороны — справа с позиции зрителя, от молока должны быть капли и лужицы, как бывает, когда оно разбрызгивается от мордочки животного». Зато теперь я знаю, каким промптом можно воспользоваться, чтобы получить картинку со щенком, который наблюдает за тем, как его хозяина тошнит молоком:

«Изображение молодого мужчины, стоящего на обоих коленях у миски с молоком. Он подражает животному, лакая молоко прямо из миски, что вызывает разбрызгивание молока вокруг. Справа от него, с точки зрения наблюдателя, сидит щенок, выглядящий сбитым с толку. Вокруг миски видны капли и лужицы молока, как будто они разбрызганы мордочкой животного. Фон – домашний интерьер».

Промпт #2. Молочная рвота — кисельные берега

Что ж, одно ему удалось совершенно точно: щенок здесь действительно выглядит сбитым с толку. В прочем, с толку оказался сбит не только щенок. Но я продолжала настаивать: «Мужчина выглядит так, будто он выплевывает это молоко, а он должен именно лакать, как собачка. То есть его лицо должно быть у самой миски, он должен высунуть язык. (Тут должна признать, что у меня начали закрадываться сомнения в том, что языковая модель действительно не знает, что значит «лакать», но я не унималась). Должно быть видно, что он своим примером пытается научить щенка лакать из миски. И у него это неплохо получается (а я оптимист!). Молока в миске должно быть меньше, поскольку предполагается, что большую часть мужчина уже вылакал (Л — логика). На полу тоже должно быть меньше молока». Вежливый бот сделал вид, что все понял. И выдал промпт для картинки с не до конца протрезвевшим товарищем, который пытается всунуть ложку манной каши в рот невидимому ребенку, но поскольку ребенка нет, миссию по выплевыванию каши взял на себя щенок:

«Изображение молодого мужчины, который находится на обоих коленях у небольшой миски с молоком, почти пустой, так как большую часть он уже вылакал. Мужчина демонстрирует, как лакать молоко, приближая свое лицо к миске и высунув язык, как собака. Рядом с ним, справа от него с точки зрения наблюдателя, сидит совсем маленький щенок, который смотрит на мужчину, пытаясь понять, как лакать из миски. На полу вокруг миски видны небольшие капли и лужицы молока, но не слишком много.»

Промпт #3. Не все дома

Я отчитала бота, он послушно написал еще один промпт, но картинка не уродилась. Вспомнив услышанные ранее лайфхаки, от крика я перешла к манипуляциям. Так я стала промпт-инженером — абьюзером. Но и это не помогло. И я ушла к другому — к «Кандинскому». Правда, там с моими запросами мне быстро дали от ворот поворот. Ничего не поделаешь, нужно было возвращаться туда, где мне по крайне мере рады. Это была та стадия отношений, когда спрашиваешь партнера: «Скажи, что я сделала не так?». А он такой: «Дело не в тебе, дело во мне». И ты понимаешь: осталось только одно — попробовать измениться самой.

Так родилась целая серия промптов, благодаря которым молоком тошнило уже не мужчин, а, как положено, щенков:

«Изображение молодого мужчины, улыбающегося и гладящего по голове маленького щенка, который лакает молоко из миски. Щенок активно пьет молоко, из-за чего вокруг миски видны капли и небольшие лужицы молока. Мужчина сидит рядом на полу, его рубашка мокрая от молока. Фон – домашний интерьер с нейтральными цветами.»

Промпты #4, 5…… Когда молоко уже не лезет

Последняя картинка, пожалуй, наиболее удачная — на ней, по крайне мере, не все так однозначно: щенка как бы и не тошнит совсем. А откуда молоко взялось? Да кто ж его знает! Наверное оттуда же, откуда и смартфон-невидимка, который парень держит в левой руке и читает там явно что-то смешное.

Выводы:
1. Ограничения нейросетей — штука упрямая.
2. С точки зрения нейросетей, лакать — это подозрительно не только для молодых мужчин, но и для молодых собак.
3. С ИИ как с живым человеком: можно пробовать манипулятивные стратегии, но перспективе сработает только одно — менять себя и свои ожидания.