Храм Рождества Христова в Крохино Белозерского района Вологодской области — единственная в России церковь с колокольней на воде, которая сохранилась после затопления земель при строительстве Волго-Балта. Именно этот храм снимал Василий Шукшин в своей «Калине Красной». И именно этот храм не оставляет равнодушным ни одного из туристов, проплывающих на теплоходах по Волго-Балту.
В 1961 году древнее, богатое и красиво село Крохино оказалось в зоне затопления при строительстве ГЭС. Дома и жителей переместили в другие населенные пункты. Над водой осталась только каменная церковь Рождества Христова, как маяк зоны затопления.
Со временем стены церкви стали разрушаться под воздействием воды, волн от проходящих судов и ледохода. Если в начале 1970-х во время съемок фильма «Калина Красная» целостность здания еще сохранялась, то к 1980-м годам была разрушена кровля колокольни и трапезной, начали рушиться стены четверика, к 2000-му году обрушилась часть западной стены трапезной, от восточной части храма осталась только западная стена, примыкающая к трапезной, и отдельно стоящий юго-восточный угол.
В 2009 году был организован проект по спасению церкви. Сейчас храм официально передан благотворительному фонду «Центр возрождения культурного наследия «Крохино». Это первый подобный случай в нашей стране, когда общественникам отдают такой значимый исторический объект. Деньги на реконструкцию собирают всем миром через краудфандинговую платформу.
Восстанавливать полностью храм мы не планируем. Там нет и не будет прихода — церковь как таковая не нужна ни людям, ни РПЦ, — поясняет директор фонда Анор Тукаева.
Главная и единственно возможная цель проекта – законсервировать 40 процентов, оставшиеся от храма, и организовать там музей.
Справка
Храм Рождества Христова был построен в Крохине в 1788 году. Кирпичная побеленная двухэтажная церковь выдержана в стиле позднего провинциального барокко. Композиция «кораблем» составлена из одноглавого храма типа «восьмерик на четверике», четырехъярусной колокольни и соединяющей их трапезной. Церковь имела двухэтажный граненый алтарь с едиными плоскостями граней для теплого храма, расположенного на первом этаже, и холодного на втором, апсида завершалась фигурной кровлей с небольшим граненым куполом. Церковь была окружена невысоким заборчиком с трехчастными воротами.