Искания Винсента Ван Гога

Прежде чем стать художником, которого сейчас знает весь мир, Винсент 27 лет провёл в попытках найти своё дело, и только на 28 году жизни он наконец твёрдо заявил: «Я – художник».


Отправная точка.

Винсент Ван Гог родился 30 марта 1853 г. в Грот-Зюндерте, небольшом городке Голландии. Его дяди все были торговцами картин и эстампами, что оказало влияние на мальчика, и тот в 1869 году поступил младшим продавцом в художественный салон – филиал парижской фирмы «Гупиль и К°». Спустя 4 года работы он был переведён в Лондон, где пережил свою первую любовь, разочаровался в ней и стал проявлять болезненный интерес к религии. Продажа картин начинает со временем всё более и более претить ему, и в 1876 году отношения с «Гупиль и К°» полностью разрываются.

Некоторое время Винсент скитался и не знал, куда себя употребить, чтобы реализовать своё сильнейшее желание быть полезным людям. Сперва на него находит идея стать учителем, а затем, под влиянием усиливавшегося интереса к религии, проповедником. Поработав совсем короткое время учителем и продавцом в книжном магазине, Винсент поступает на богословский факультет.

Амстердам, 1877 – 1878.

я испытываю огромную потребность двигаться вперёд

Дядя Винсента Ян Ван Гог, директор Амстердамской морской верфи, предоставил жильё, а семья с участием отнеслась к желанию Винсента стать проповедником и оказывала материальную поддержку.

В перерывах между занятиями Винсент постоянно отвлекался на созерцание всего окружающего и рисовал небольшой рисунок.

К каждому письму Тео, его младшему брату, он прикладывал изображение той сцены, которой был свидетель. В первом письме из Амстердама Винсент рассказывал о разразившейся на верфи грозе:

Сегодня утром, без четверти пять, здесь началась ужасная гроза; чуть позже, под проливным дождём, в ворота верфи влился первый поток рабочих. Я встал и вышел во двор, захватив с собой несколько тетрадей. Я сел в беседке и стал их читать, одновременно наблюдая за верфью и доками. Тополя, бузина и другие кусты гнулись под неистовым ветром, дождь колотил по деревянным стапелям и палубам кораблей; шлюпки и пароходик шныряли взад и вперёд, а вдали у деревни, на противоположной стороне залива Эй, виднелись коричневые, быстро уходящие паруса, дома и деревья на Бейтенкант и пятна более ярких цветов – церкви. Снова и снова слышались раскаты грома и сверкали молнии, небо было как на картине Рейсдаля, низко над водой носились чайки.

Гроза в дюнах, Якоб Рейсдал. 1660-е

Это было величественное зрелище и подлинное облегчение после вчерашней томительной жары…

Амстердам, 12 июня 1877

Винсент любит рисовать картины словами и сравнивать их с работами известных художников. Наблюдая за тем, что происходит вокруг него, он выступает истинным художником – цвета, композиция, настроение. Всё это он учитывает и пересказывает Тео, который тоже начал свой путь с работы в художественном салоне и так же хорошо разбирается в искусстве.

В тот же день, когда Винсент написал письмо, он сделал набросок для религиозного сюжета – Илья в пустыне под грозовым небом. Он отправил его брату, вместе с этим, конечно, описав его. В свободное от занятий время Винсент говорит со своим дядей Корнелисом Маринюсом о картинах:

К. М. спросил меня сегодня, нахожу ли я красивой «Фрину» Жерома, а я ответил, что мне гораздно больше нравится уродливая женщина Израэльса или Милле или старуха Эд. Фрера.

Фрина перед ареопагом, Жан-Леон Жером. 1861

Что, в сущности, значит такое красивое тело, как у этой Фрины? Физической красотой обладают и звери, может даже в большей степени, чем люди, но души, живущей в людях, которых пишут Израэльс, Милле или Фрер, звери не имеют, а разве жизнь дана нам не затем, чтобы мы обладали богатой душой, даже если при этом страдает наша внешность?

Амстердам, 12 июня 1877

Эттен и Брюссель, 1878.

Жажда практической деятельности и разочарование в университетской теологии заставляет Винсента бросить учёбу и искать возможности применения уже имеющихся знаний. Он прибывает в одну миссионерскую школу около Брюсселя, но вскоре покидает её, так как не смог пройти испытательный срок. Винсент снова отправляется на поиски.

Мне очень хочется попробовать делать беглые наброски то с одного, то с другого из бесчисленных предметов, которые встречаешь на своём пути, но, поскольку это, возможно, отвлечёт меня от моей настоящей работы, мне лучше и не начинать.

Несмотря на эти слова, Винсент продолжает создавать наброски всех новых мест и людей, рассуждая о них в письмах и подробно описывая. С 1878 года он всё активнее упоминает разные картины и рассуждает уже непосредственно о них и об искусстве в целом.

Видел ли ты когда-нибудь картину Карло Дольчи «Гефсиманский сад» или, вернее, фотографию с неё?

Гефсиманский сад, Карло Дольчи

Я видел её недавно – в ней есть что-то от Рембрандта. Ты, конечно, хорошо знаешь большую голубоватую гравюру с Рембрандта на ту же тему, пандан к «Чтению Библии» с двумя женщинами и колыбелью. Когда ты сказал мне, что видел картину папаши Коро на тот же сюжет, я снова её припомнил. Я видел её на выставке работ этого художника вскоре после его смерти, и она глубоко взволновала меня.

Боринаж, 1878 1880.

Ты, без сомнения, понимаешь, что здесь, в Боринаже, нет никаких картин, что здесь, как правило, даже не знают, что такое картина.

Боринаж район Бельгии в пределах угольного бассейна, территория шахт и горняков. Здесь Винсент получает работу проповедника. Он рассказывает религиозные притчи, проводит библейские чтения, но видит, что это мало помогает людям. Тогда он начинает раздавать свою одежду, деньги и вообще всё, что имеет, чем вызывает недовольство своего начальства и лишается должности проповедника. Он остаётся ни с чем посреди деревушек горняков, где нет ничего, кроме шахт и бедных жилищ.

С первого дня в Боринаже эта местность поразила Винсента своим колоритом, он сравнивает её с большим рисунком Босбоома «Шофонтен».

Обжиговая печь в Шофонтене, Йохан Босбоом

Винсент проникся к местным людям, пейзажам и жизни в целом, стал питать искреннюю симпатию к Боринажу.

Недавно я совершил очень интересную экскурсию – целых шесть часов провёл в шахте. И притом в одной из самых старых и опасных шахт этого округа.

Винсент с увлечением описывает всё, что видит, все детали и тонкости. Описывает забои и штреки в шахтах, лица людей, поведение, характер, особенности природы. Обо всём этом он глубоко рассуждает и делиться этим с Тео, параллельно интересуясь, какие картины за последнее время привлекли его внимание.

Некоторое время Винсент проводит в некотором путешествии, которое обогощает его воображение, но не приносит каких-либо результатов, какие хотелось бы видеть его семье.

«Ну а теперь шутки в сторону. Я искренне убеждён, что для наших отношений было бы лучше, если бы обе стороны были более откровенны»

Семья Ван Гога крайне недовольна тем, что Винсент не может устояться на одном месте. Тео пытается примирить его с родителями, но у него не выходит. Портятся отношения между братьями. Винсент пишет Тео гневное письмо, но с надеждой на изменения к лучшему. Следующие 9 месяцев он не даёт о себе знать, оставаясь жить среди углекопов, без работы, без денег, без друзей.

Июль 1880.

Эти 9 месяцев сильно повлияли на Винсента, и он всерьёз решился быть художником. Каждый уголок Боринажа стоил того, что его рисовать. Семья не принимает стремления Винсента, но Тео всё так же остаётся для него поддержкой. Винсент начинает с рисунков карандашом, углём, кистью, и едет в Брюссель в поисках учителя. Там начинаются его первые уроки рисунку, а затем и фигуре, живописи, портрету и цвету.